Для того чтобы выявить точки роста в своем бизнесе, прежде всего стоит разобраться с исходными данными: проанализировать состояние текущих сделок, длительность этапов, которые проходят клиенты компании, четко определить ответственных по процессам.
Самый эффективный способ сделать это — внедрить CRM-систему, которая поможет узнавать состояние дел компании в режиме онлайн. Мы рекомендуем сделать это всем нашим клиентам — такая система помогает найти те самые скрытые от невооруженного взгляда резервы роста.
Как CRM-система поможет в работе?
Эффект от правильно настроенной CRM чувствуется мгновенно: вы можете обнаружить, что того менеджера, который постоянно бегает на встречи с дипломатом, давно пора уволить, а рекламное агентство уже пару месяцев не приводит лидов, и стоило бы найти
CRM помогает выявить не только точки сокращения расходов, но и точки роста.
Например, вы можете увидеть, что между заключением контракта и поставкой проходит слишком много времени, и новые клиенты уходят сразу после первого заказа. Условно, добавив одну производственную линию, вы сможете сократить время ожидания и повысить лояльность клиентов — а значит, и количество денег, которые они вам приносят.
Или может оказаться, что один из рекламных источников приносит вам больше всего клиентов. Увеличив бюджет на рекламу в этом канале или даже перебросив его с менее эффективных видов рекламы, вы сможете кратно увеличить количество приведенных лидов — а соответственно, и продаж, при условии грамотной работы менеджеров.
Сложности при внедрении CRM-системы и как их свести к минимуму
Главная сложность заключается в том, что внедрение CRM — это трудоемкий процесс, требующий больших усилий и денег в том числе.
Поэтому перед интеграцией мы всегда даем нашим клиентам некую памятку, как сделать это с минимальными потерями.
1. Будьте готовы к тому, что это долго и дорого (но это того стоит!)
Даже после того, как CRM будет полностью настроена и готова к работе, реальный переход потребует еще
Но важно помнить, что CRM дает инструмент на долгосрочную перспективу. Она гарантирует полную прозрачность и управляемость компании. Поэтому сразу взвесьте, что важнее на текущем этапе: избежать сложностей или получить эффективный инструмент, который отображает состояние дел в реальном времени?
2. Опишите все свои бизнес-процессы
Автоматизировать можно только те процессы, которые формализованы. Устраните все белые пятна, разделите ответственность за этапы и опишите происходящее с максимальной детальностью — обычно в этом помогают бизнес-аналитики.
3. Назначьте ответственного за внедрение
Успех гарантирует заинтересованное во внедрении лицо — собственник компании, бизнес-аналитик, маркетолог, руководитель отдела продаж. Такой амбассадор внедрения CRM поможет устранить все пробелы в процессах, заняться обучением сотрудников и контролировать реальное использование CRM.
4. Найдите грамотного интегратора
Чем более подкован и опытен подрядчик, тем выше вероятность успеха. Он вместе с ответственным лицом поможет сотрудникам гладко перейти на новую систему учета, задаст правильные вопросы для формализации бизнес-процессов и правильно отобразит происходящее в CRM.
Важно также выбрать правильную систему для внедрения — например, на рынке существуют специализированные отраслевые решения, в которых уже настроены типовые для сферы бизнес-процессы. Но чаще всего подобные решения не отличаются особой гибкостью — если вы делаете что-то не так, как большинство конкурентов, настроить такую систему под себя будет практически невозможно.
На наш взгляд, одна из наиболее универсальных и гибких CRM-систем — Битрикс24, интеграцией которой мы занимаемся уже более 5 лет. Ее можно настроить под себя в абсолютно любой сфере бизнеса — от кофейни до тяжелой промышленности.
5. Контролируйте и мотивируйте сотрудников
После того как внедрение завершится, останется только контролировать, пользуются ли сотрудники системой в действительности.
Иногда стоит предложить им дополнительную мотивацию, а иногда хватит просто хорошего обучения и объяснения, зачем это делается — они будут рады возможности зарабатывать больше благодаря тому, что дела теперь будут находиться в порядке, а рутинные действия автоматизируются.